«Марсианское сафари». Обзор/Руководство
Серия Red Faction, несмотря на всю свою культовость, всегда была очень неоднозначной. Больше всего проблем приносила инновационная технология разрушения окружения. В первой части пользоваться ей можно было разве что из желания в очередной раз уронить челюсть... но время не стоит на месте.
Первые две части «Красной Фракции» остались в далёком по игровым меркам прошлом, но и по сей день проломить ближайшую стену без вмешательства скриптов позволяют... позволяют... хм. А кто-нибудь вообще такие игры помнит?
По меркам игры это довольно небольшой взрыв.
Удивительно, но даже спустя семь лет после выхода второй части — к моменту выхода Red Faction: Guerrilla — подобные технологии использовали единично и очень, очень неохотно. Из наглядных примеров сходу вспоминается лишь Crysis или Just Cause, но в обеих играх существовали просто зверские ограничения. Red Faction: Guerrilla взяла Crysis и GTA, заперла в одной комнате... ладно, не будем углубляться в таинства скрещивания игр, просто отметим тот факт, что третья часть серии обладала свободным миром. Круши что хочешь, взрывай что хочешь... в общем, рай для бригадира. Но в целом игру встретили прохладно, не в последнюю очередь из-за резкого отклонения от «духа серии»: ведь первые части были коридорными шутерами. «Измена! Еретики! На костёр их!»
Короче говоря, разработчики решили вернуться к истокам и сделать «как было». И назвали эту игру Red Faction: Armageddon.
Новый старый мир
Если в Guerrilla время в игре сдвинулось на 50 лет в сравнении с предыдущими частями, то здесь оно уже сдвинулось на... ровно столько же. Те, кто проходили предыдущие части, во время игры могут наткнуться на ряд отсылок к предыдущим событиям, благо главный герой — потомок предыдущего героя, но если вы слышите о «Красной Фракции» впервые, то потеряете не так уж и много. Если вкратце: энергетический кризис на Земле, Марс, колонисты, терраформинг, добыча ресурсов.
Все события происходят на Марсе после того (в прологе: во время того) как местные фанатики разнесли к чертям Терраформер. Попытки починить его обратно не увенчались успехом ввиду мельтешения всё тех же культистов. К тому же, Дарий Мэйсон (да, это и есть наш главный герой) открывает марсианский аналог Ада и тем самым высвобождает кучу инопланетян. Хотя, вернее говоря, инопланетяне — это люди, а они — местные жители... ай, неважно. Агрессивны? Ещё как! Значит, стреляем.
Мэйсон смотрит на подземную угрозу с подозрением
Дальнейший сюжет повествует о том, как Дарий разруливает весь этот бардак. С точки зрения игрока «разруливание» будет длиться 7-12 часов «эфирного времени» в зависимости от стиля прохождения и уровня сложности.
Сюжет никогда не являлся самой сильной частью Red Faction. Собственно, и в этот раз история имеет ряд провисов. С другой стороны, ролики выполнены весьма достойно и несмотря на лёгкий сюрреализм и пафосность происходящего, желание узнать «что же дальше» — присутствует.
Также нельзя не отметить довольно удачные диалоги между персонажами. Особенно удалась S.A.M., она же М.С.О., она же Модуль Ситуационной Оценки. Искусственный Интеллект старательно пытается быть условно-живым, но всё равно остаётся программой. Что и порождает просто отличные перепалки между S.A.M. и главным героем.
S.A.M.: Хорошая новость: этот тепловой источник был одним существом.
Дарий: Когда-нибудь я тебя всё-таки разберу на запчасти!
Печальной для русскоговорящего игрока новостью является тот факт, что аудио не переведено. Приходится довольствоваться субтитрами.
Раскукожь стену обратно, демон!
Ладно, дальше тянуть некуда, придётся говорить сейчас. В RFA не используется потенциал разрушаемого окружения. Полностью повторилась ситуация с первой частью: смысл что-то ломать вне сюжета стремится к абсолютному нулю и там успешно замерзает. Причин две. Первая — это противники. Против человеков повоевать получится максимум 10% игрового времени, всё остальное время приходится на подземную фауну. Большая часть которой, кстати, в принципе не способна как-то навредить окружению. Вторая проблема вытекает как раз из «подземности» всей этой живности. Проще говоря, ломать в этих пещерах, особенно во второй половине игры, решительно нечего. А в первой половине заниматься этим особо некогда, вопрос выживания стоит довольно остро.
На загрузочных экранах можно почитать интересную информацию об игровом мире, противниках и оружии.
В итоге получается, что окружение... играет ПРОТИВ игрока. Вернее, факт его поломки. В игре много образцов вооружения и добрая треть его основана на аннигиляции всего, что попадает в радиус действия снаряда. Переводя на русский: не стоит стрелять в упор. Иначе придётся играть в прятки с полом, что, скорее всего, окончится победой последнего. Ввиду смерти главного героя, да. От падения с большой высоты, именно так.
В общем-то то, что разрушаемость играет против игрока — это не так уж и плохо. Этим можно было воспользоваться. Но вот пользоваться этим умеют буквально два-три противника...
В RFA ведётся статистика практически по всему, что связано с убийствами.
Довершает разгром отдельный «режим Разрушений», в котором надо за ограниченное время (минуту) разрушить как можно больше всего. Режим отличный, интересный и всё такое, никто не спорит. Но. Присядьте. Внимание: там пять (!) карт. Всего лишь пять. Думаю, масштаб проблемы очевиден.
Шайтан-машинка
Тем не менее, локации всё-таки ограничено разрушаемы. И как бы дико игроку не было бы от того, что создание маленьких чёрных дыр и методичная обработка пещер ракетами эти самые пещеры не разрушает (как, впрочем, и некоторые обычные стены), шанс обрушить «тот важный мостик» довольно немал. Чтобы не заставлять игрока всё переигрывать и удержать от нервного срыва, в RFA появилось чудо техники: Нанокузница. Может ломать. Может не ломать. Может чинить. Лучше всего получается чинить. Сломали стенку? Не беда, у нас же есть инженерное чудо! Зажимаем колёсико и наводим на стену. И она явилась нам! Да! Стена!
...ну, или мост над пропастью.
Звучит немного странно, конечно, но процесс на самом деле увлекательный. Здравый смысл, увы, при создании этой штуки не учли. Так что откуда она берёт информацию об объектах вплоть до последнего ящика и почему не может чинить сюжетные поломки — загадка. Но половину пролога я старательно ломал всё, что можно сломать, только чтобы восстановить обратно.
Казнить нельзя помиловать
У всех вышеназванных минусов есть принципиальная проблема. Они перекрываются одним важным плюсом: разнообразностью игрового процесса. Да, после прохождения при желании можно найти пробелы в сюжете, в искусственном интеллекте и так далее. Но скорее всего, вам будет не до этого. Несколько наименований техники, горы оружия, отличные... ладно-ладно, Blizzard, не обижайтесь. Так и быть, просто хорошие ролики.
Периодически игра начинает смутно напоминать Dead Space или даже Doom.
Не успеваешь наиграться с восстанавливающими способностями нанокузни, так она тут же начинает делать щиты, вгонять Мэйсона в состояние берсерка и творить прочие непотребства. Поубивали кучу мелочи, притомились? Вот вам Большой Механизированный Костюм™ с бесконечными патронами, развлекайтесь. А потом уничтожьте с пяток зданий, полетайте на истребителе, преодолейте лавовую реку, прибейте пару боссов, покатайтесь на различной технике, ознакомьтесь с добрыми полутора десятками единиц вооружения, ну и так далее, и так далее, и так далее...
Правды ради стоит заметить, что именно суть миссий не меняется. Это либо «уничтожить», либо «зачистить», либо «добраться». Врагов в игре действительно много, так что если вы не мечтаете о лаврах Лироя Дженкинса, не являетесь ксенофобом и не кидаетесь на всё, что движется с криком «ЭКСПА!!» («Одна старушка — один рубль, сто старушек — сто рублей»)... в общем, можете попробовать тактику Hit&Run. То есть бежим и, по необходимости, стреляем. Как правило, работает безотказно даже на высших уровнях сложности, и в большинстве случаев сюжетно оправдано.
Один раз нам даже придётся полетать.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
После полного прохождения одиночной кампании можно перепройти её со всеми купленными ранее навыками и найденным оружием. Также разблокируются два образца вооружения и возможность покупать чит-коды — бесконечные патроны, мгновенную перезарядку нанокузницы и прочее. Можно податься в режим Разрушения, но он не займёт много времени.
Для прохождения уровня в Разрушении необходимо достигнуть определённого количества очков. Посмотреть текущий и пороговый счёты можно в верхней части экрана.
Так что если желания перепроходить нет, остаётся лишь один путь — uninstall режим Заражения. В общем и целом, он представляет собой смесь «Выживания» из Left 4 Dead и зомби-режима из Call of Duty: Black Ops. На любой из предложенных карт необходимо продержаться 30 волн. Каждая волна «изолирована» от соседней. Проще говоря, по уничтожению всех врагов карта перезапускается, предлагая выбрать оружие и изменить дополнительную (атакующую) способность нанокузницы. К слову, в этом режиме нанокузня работает только в режиме «ремонтной гранаты» (удалённая точечная починка), «ближний бой» у неё отняли.
В рамках каждой волны можно отметить «микроволны». Противники не появляются все одновременно (иначе в последних волнах им бы и всей карты не хватило), а выдаются как бы пачками. Впрочем, это любой игрок заметит, пройдя первую же волну.
В правом верхнем углу экрана отображается, сколько осталось противников. Сначала процентно, а когда останется всего пять противников, то количественно. Ещё один важный показатель находится в нижнем правом углу: это количество «жизней». Точнее говоря, это показатель того, сколько раз игрока смогут поднять его напарники, прежде чем он вырубится окончательно. Процесс «воскрешения» практически мгновенен, но если не успеть придти на помощь вовремя, нокаутированный отправится на тот свет заранее, вне зависимости от списка заслуг и оставшихся жизней.
В общем и целом, мультиплеер в игре интересный, но разрушаемость тут становится практически абсолютно бесполезной. Спасает ситуацию то, что на некоторых из карт помимо выживания требуется защитить некоторые строения: это изрядно усложняет задачу.
***
RFA старательно пытается объединить всё лучшее из серии. Результат неоднозначен. С одной стороны, многочисленные пробелы в логике игрового мира и довольно низкая мотивация к разрушениям не дают игре стать очередным культом. С другой стороны, за честь игры сражается уникальная технология разрушаемости (ведь несмотря на среднюю осмысленность оной, она впечатляет даже сегодня) и приличное разнообразие игрового процесса в кампании. Со спины прикрывает неплохой мультиплеер, но его нельзя назвать оригинальным.
Подводя итоги: мы получили очень и очень добротную игру, не роняющую честь серии. Но шедевра не получилось, увы. Может быть, ситуацию спасёт планируемое сюжетное DLC?..
Руководство
Советы по игре
- Первоочерёдно из способностей следует купить позволяющий получать трофеи, убивая противников и Щит для нанокузни (все уровни). Также не помешает возможность видеть оставшуюся у противников жизнь. Остальное — по обстоятельствам.
- Если за полсекунды половина жизни исчезла в никуда, необходимо не задумываясь включать щит (по умолчанию: X). Уже на первом уровне это фактически бессмертие. Бюджетный вариант: импульс (Q) под ноги. Разумеется, последнее сработает только если есть, что под собой проламывать и есть куда безопасно упасть.
- Всегда берите с собой магнитную пушку. По крайней мере, в одиночной игре. Патронов на самом деле в игре не так уж и много, особенно в первой половине. К тому же, если что, эти самые патроны можно виртуозно подтянуть к себе ей же.
- GPS — очень полезная вещь, но лучше перевесить её (или кнопку спринта) на кнопку «не по умолчанию», если вы играете на лицензии (вы ведь поддерживаете отечественного издателя, да?). Либо поправить настройки вызова оверлея в Steam. Дело в том, что GPS особенно востребован, когда приходится быстро убегать. Бег+GPS=Shift+Tab=оверлей в самый ответственный момент
- Текст аудиозаписей, которые можно найти в игре, находится в разделе «Дополнения» в меню.
- Ближний бой (F) может не раз спасти жизнь Мэйсону. Не стесняйтесь бить инопланетные морды. К тому же, так меньше шанс «случайно» уничтожить под собой пол.
- Прицеливание (правая кнопка мыши) — это не только увеличение экрана, но ещё и проецирование траектории полёта
- На технике кнопка Z включает обнаружение противников. Выглядит немного дико, но жить резко становится проще.
- Больших (и взрывоопасных) противников очень полезно откидывать как можно дальше от себя магнитной пушкой. Особенно актуально в Заражении.
- Очень не рекомендуется в Заражении ходить менее, чем по двое. Однако и обниматься не стоит, иначе шальной взрыв может положить всех.
- Все достижения одиночной кампании переносятся в Заражение (и наоборот). Именно поэтому если хотите пользоваться всеми «благами цивилизации» настоятельно рекомендуется предварительно пройти кампанию.
- Не бегите совсем уж сломя голову: на уровне раскидано множество трофеев, на которые можно покупать способности
Нанокузня
Нанокузня (Nano Forge) — чертовски полезная вещь, которая может не раз спасти вам жизнь. Все способности, кроме Восстановления, требуют полного заряда энергии, уровень который отображается чуть левее прицела. Все способности, за исключением Восстановления и Импульса, требуют покупки соответственных умений за трофеи.
Восстановление по-умолчанию «висит» на колёсике мыши. Энергию не тратит. Если зажать — просто чинит всё в непосредственной близости от игрока в направлении его взгляда. Примерно в середине игры появится возможность кидать Ремонтную Гранату (короткое нажатие). Принцип примерно тот же, просто починку так можно совершать удалённо, лишь бы цель была в зоне видимости. Открывается примерно в середине кампании. В Заражении доступна только Ремонтная Граната.
Импульс (Q) — просто удар по конусу на некоторое расстояние перед героем. Способно проделать дырку в человеческий рост в стене или убить маленьких противников/оттолкнуть больших. Если за спиной врага пропасть — отличное средство.
Шоковая волна (Z) — Отрывает всех врагов вокруг от земли. Если вас окружила огромная толпа мелочи — отличная вещь, но как правило, Щит будет более эффективен даже в такой ситуации.
Щит (X) — Сфера вокруг героя. Наносит урону всему враждебному, что оказывается внутри, не пропускает ни один из видов урона, а при максимальном уровне развития ещё и отбрасывает в некоторые виды врагов этот самый урон обратно. Единственный минус: восстановление энергии начинается не после запуска щита, а после окончания его времени действия. Узнать, сколько ещё сфера будет держаться, можно по этому же столбцу энергии — когда она заканчивается, щит отключается. И да, щит не следует за героем, а остаётся на месте создания.
Берсерк (C) — делает быстрее, выше, сильнее. Самое важное из названного: «быстрее». Персонаж начинает стрелять как из пулемёта, даже держа в руках дробовик. Пригодится, если надо убить врагов в количестве «дофига» или при встрече с кем--нибудь большим.
Оружие
Самое бесполезное оружие в игре. ЛКМ — удар сбору, ПКМ — удар сверху. Теоретически, может быть полезна в состоянии берсерка, но обычно проще просто ударить кулаком и не мучаться. В игре есть достижение, в котором требуется убить кувалдой по одному противнику каждого вида: единственное очевидное полезное применение. |
Самое универсальное оружие в игре. Суть проста: первый маяк притягивается ко второму (если это невозможно, выполняется обратное). Лучше всего получается кидать в скопления врагов Большие Взрывоопасные Штуки. Ну, или дом. Можно побить какого-нибудь врага о потолок: большинству хватает одного подхода. Можно сталкивать врагов друг с другом, что особенно актуально, если хотя бы один из них при смерти взрывается. |
Просто быстро стреляют. Быстро и слабо, хотя и довольно кучно. Актуальны, если вокруг игрока много всякой мелочи, но только на первых порах. |
Выбор тех, у кого основная способность — «Берсерк». Все остальные вполне способны обойтись кулачным боем. Впрочем, для первых волн «Заражения», пока выбор оружия небогат, довольно эффективен. |
Благодаря отличной скорострельности и почти мгновенной перезарядке это оружие уверенно удерживает первое место в игре из всех «взрывных» образцов оружия. Лучше всего применять против больших противников, кучи маленьких противников, зданий, бочек, короче, против всего. Подрыв происходит после нажатия на кнопку перезарядки, так что не стоит впадать в раж и быстро-быстро на неё нажимать. В противном случае Мэйсону придётся играть в игру «Упс, где моё лицо?» |
Дёшево и очень сердито. Чудовищная отдача. Зато всё элегантно и привычно. К тому же, первое время особого выбора и не будет. После полного прохождения кампании разблокируется улучшенная версия: «Принудитель». Основное отличие в неком подобии самонаведения и практически нулевой отдаче, но эффективность от этого не особо сильно повышается. |
Снаряд летит по прямой и сносит все объекты на своём пути. Проломить две-три стены для плазмагана — не проблема. Только для этого он, в общем-то, и полезен: против живой силы неэффективен ввиду долгого накопления заряда и сравнительно низких повреждений. |
По документам должны быть «медленными и сильными». С медленностью не поспоришь, а вот силой особо не выдались. Впрочем, если вы всегда попадаете «белке в глаз», то может оказаться очень даже опасной штукой. Проще говоря, очень желательно целиться в голову. |
Тот же гранатомёт, только медленнее и с двумя зарядами в «обойме» вместо четырёх. Зато стреляет по прямой и с самонаведением, что может быть чертовски актуально против всего, что быстро движется. Особенно в помещениях с низкими потолками. |
Мой персональный любимец. Стреляет мощно, точно, далеко. 4 заряда в обойме, сравнительно быстрая перезарядка и, что самое главное, аннигиляция всего, что попадает в зону действия (кроме непосредственно врагов). То есть есть нехилый шанс если не убить противника с первого выстрела, так изничтожить стену, на которой оный сидит. Ну а там в дело вступит гравитация, ах, какая же бессердечная она тварь... |
Непонятное оружие. Разогревается долго, стреляет хило. Теоретически её можно было бы использовать для сноса зданий, но этот лучемёт ещё и перегревается мгновенно. После прохождения одиночной игры можно получить «пасхальную» версию этого оружия. |
Чертовски высокая скорострельность для оружия, стреляющего навесом. Бонусом идёт абсолютная безвредность для окружения. Одна из наиболее оптимальных пушек на первых волнах Заражения. Правда, чтобы заполучить её там, потребуется сначала найти её в кампании. |
Очень интересное оружие. Дело в том, что это, фактически, снайперская винтовка. Единственная во всей игре, ага. Плюс в неё встроен тепловизор. Плюс она стреляет сквозь стены. Оружие массового уничтожения, особенно для гуманоидных противников. Настоятельно рекомендуется стрелять в голову. |
Стреляет маленькой сингулярностью. Сначала она затягивает в себя мелкие объекты и существ, а потом резко расширяет пространство обратно, «выплёвывая» всё, что в неё попало. Рекомендуется использовать против разломов (на мини-карте отображается как характерная точка с проходящей насквозь вертикалью). В идеале, все противники, что попытаются оттуда вылезти, будут уничтожены на месте. Также сингулярная пушка рекомендуется к использованию против больших статичных объектов (червей, например). Ну и, конечно же, её использование можно совместить с магнитной пушкой, отправляя врагов на верную смерть. Стрелять в упор строго не рекомендуется: Мэйсон тоже считается «маленьким существом» и, хотя выбраться он и сможет, скорее всего, потеряет нехилый процент от полоски здоровья. |
DLC Recon Pack
Неплохая замена энергетической гранате. Хотя скорострельность у этого оружия сильно хромает, у него максимальные аннигиляционные способности в игре. Практически всё, что попадёт в зону поражения, будет растворено. Неплохой выбор против жуков и зданий, но стрелять в упор очень и очень не рекомендуется: пол под ногами вам ещё может пригодиться.
|
Оружие поддержки. Медленно уничтожает электричеством сразу несколько противников, парализуя их на всё время воздействия. |
DLC Commando Pack
Чем-то напоминает плазменный лучемёт, но не вредит окружению и прогревается практически мгновенно. Сравнительно медленно, но перегревается. |
Оружие массового поражения. Расплавляет всё, что попадает в зону действия, взрывает всё, что можно взорвать в ней же. Массово уничтожает противников и не перегревается. Из минусов: действует только вблизи, пожирает патроны как бегемот семечки и найти эти самые патроны к ней в достаточном количестве далеко не всегда быстро удаётся. |
Надеюсь, вся эта информация поможет вам пережить угрозу... или хотя бы сделать смерть менее болезненной. Удачи в боях!